Начало войны

  ХРОНИКА ДНЕЙ БЕДСТВИЯ

«Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия?
Грабительство и насилие предо мной, и восстает вражда, и поднимается раздор»
Аввак. 1:3

 Священное Писание повествует о том, как народ Божий переживал дни бедствия, когда враги со всех сторон нападали на Израиль. Это повествование осталось как свидетельство судов Божьих и Божьего водительства для последующих поколений.

Наш рассказ пойдет о днях бедствия, которое испытали жители Мариуполя, братья и сестры Мариупольской Центральной Церкви (МЦЦ). Пусть этот рассказ будет свидетельством ужасов и страданий, принесенных войной, и свидетельством милостей и чудес Божьих, которые испытали уповающие на Него.

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
Вначале нужно сказать о том, что военные бедствия, разрушения и потери постигли церковь в тот момент, когда она развивала свои служения и строила планы на будущее.
Мы недавно сделали капитальный ремонт главного зала, устроили теплые полы, поставили кондиционеры. Была так радостно и приятно находиться в светлом зале, видеть тексты на новых экранах, слушать проповеди и пение хора.
Мы стали проводить Дни Библии и Дни Рождения Церкви. Начались учебные семинары от Ирпенской Библейской семинарии. Развивалось служение в Розовке и Никольском. Работал Детский приют. Молодежь побывала в Карпатах, и на этот год планировалась новая поездка – на этот раз в Беларусь.
Весной мы намечали начинать ремонт подвального этажа. Собирали средства, обсуждали планы ремонта. Хотелось сделать наш Дом еще более красивым и уютным.
Наступивший 2022-й год – это год 130-летнего юбилея церкви. Готовилась программа юбилейного богослужения, собирались воспоминания. Было запланировано сделать в подвальном этаже новые стенды, на которых был бы запечатлен 130-летний путь церкви. Готовились приглашения для гостей.
На Братском совете рассматривались вопросы молодежного служения. Следующие Братские советы должны были посвящаться вопросам семьи и евангелизации.
После Пасхальных праздников пастор церкви собирался поставить вопрос об избрании молодых братьев на диаконское служение. Молодые работники должны были более активно включаться в духовный труд и брать на себя ответственность за дальнейшую жизнь церкви.
Мы жили дружной семьей. Братские советы всегда проходили в полном взаимопонимании и единодушии. Церковь была устремлена в будущее, - но Господь допустил новый период в нашей жизни, период испытаний нашей веры и верности.

ХМУРОЕ УТРО
Хмурое утро 24 февраля 2022 года запомнится нам надолго, возможно, навсегда. Оно прервало нашу спокойную жизнь и благословенное служение. Жизнь оказалась разделенной на довоенную и военную.
Рано утром начался обстрел Восточного микрорайона и Левого Берега. Произошли первые повреждения домов. Начались пожары. Появились первые беженцы.
Видимые причины начавшейся войны – это попытка возвращения великой империи и утраченного мирового влияния. Духовная составляющая этого всенародного бедствия – это последствия грехопадения, это греховная натура человека, полная властолюбия и ненависти к ближнему. Мир ничуть не изменился за тысячелетия; Каин снова поднял руку на своего брата Авеля.
Дьявол не мог допустить, чтобы наша страна, имеющая самую большую религиозную свободу, становилась центром миссионерства для всего постсоветского пространства и для всей Европы. Именно он стоит за спиной вождей, начавших новую кровопролитную войну.

ПОСЛЕДНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ
В четверг мы провели богослужение с разбором Священного Писания. Мы рассматривали 7-ю главу книги Деяний апостолов. Прозвучала проповедь «Христианин в бедственные дни», которая была созвучна разразившимся событиям.
В воскресенье 27 февраля мы провели последнее общецерковное богослужение в большом зале. Не все братья и сестры смогли прийти; все были в напряжении и тревоге. Была сказана проповедь на тему: «Что нам делать?» (Она потом была повторена в Черновцах и разошлась по Интернету). Господи, что нам делать, как жить в условиях войны? Были вознесены горячие молитвы к престолу Божьему.


Вечернее собрание отменили, так как уже было небезопасно передвигаться по городу, останавливался транспорт.
Это служение оказалось последним, записанным на видео. Оно осталось памятником нашей церковной жизни.

ПЛАНОМЕРНОЕ РАЗРУШЕНИЕ ГОРОДА

Мы представляли, какие могут быть последствия войны. Некоторые из нас пережили военные действия 2014-2015 годов на Донбассе. Однако никто не предполагал, что эта война принесет с собой такие разрушительные последствия.

Вначале обстрелам подвергались отдельные районы: Восточный, Левобережный, поселок Украина. Но вскоре обстрелы охватили всю территорию города. Стреляли Грады, стреляли минометы, наносились бомбовые удары с самолетов.

Горящий жилой дом   Руины многоэтажного дома  Разрушения в городе
Всюду были разрушенные дома. Подвергались обстрелам школы, детские сады, больницы, государственные учреждения, магазины. Наш прекрасный город разрушался на глазах: везде руины, порванные провода, воронки от снарядов. Гибли люди, мирные жители нашего города.
Вскоре прекратилось водоснабжение, исчезло электричество, а затем и газоснабжение. Улицы стали пустынными, многие находились в подвалах своих домов. Исчезла связь; мобильные телефоны негде было зарядить, а если это и получалось, то очень трудно было найти связь.
Затем стало ясно, что город просто планомерно разрушается, что никто не щадит наших прекрасных парков, наших площадей. Это было проявление какой-то особой, нечеловеческой жестокости. Это было дьявольское лицо войны.

ДОМ УБЕЖИЩА
Вскоре после начала военных действий в наш Молитвенный дом стали прибывать люди, искавшие убежища. У многих дома были разрушены или полуразрушены; многие не могли оставаться дома, так как их районы подвергались постоянным обстрелам. Настал момент, когда в подвальном этаже собралось более двухсот человек. Здесь были верующие и неверующие люди. Прибыла целая группа цыган.
Были люди старшего возраста, было много детей. Всех нужно было как-то разместить, успокоить, накормить, навести какой-то порядок.
Слава Богу, с Божьей помощью удавалось это делать. Братья и сестры показали себя дисциплинированными, ответственными и отзывчивыми людьми. Сестры работали на кухне, братья занимались доставкой продуктов. Они заложили все окна подвального этажа мешками с песком. После взрыва авиабомбы, которая упала рядом с Молитвенным домом, поправили центральные двери.

Воронка от авиабомбы напротив церкви  Машины возле церкви после взрыва бомбы   Так мы жили в нижнем зале  Спальные места в нижнем зале церкви
Самыми активными оказались диакон церкви Николай Семикин и молодой брат Стас Бурдун. Они доставляли воду, заботились о топливе для генератора, вместе с другими братьями добывали продукты и привозили их. Все это делалось с риском для жизни, под постоянными обстрелами.
Когда была прекращена подача газа, ситуация усугубилась. Братья сделали на заднем дворе временные печки, на которых готовилась пища. Вскоре перешли на двухразовое питание, так как продукты приходилось беречь. Только для детей готовили небольшой полдник.
Туалеты были на улице. Для умывания нужно было использовать стакан воды, не более, потому что воду возили из колодцев под обстрелами.
Наряду с житейским обеспечением проводилась и духовная работа. Трижды в день собирались для молитвы. Заканчивали общей молитвой «Отче наш». Сестры говорили: пока мы молимся, ни один снаряд не упадет на наш Молитвенный дом! Проводились небольшие занятия с детьми. Для взрослых проводили разбор Священного Писания – разбирали по порядку Послание к Ефесянам. Вместе с нами, членами Центральной церкви, находились братья и сестры из церквей «Вифания», «Святая Троица, «Христа Спасителя», из Совета Церквей.

САМЫЙ СТРАШНЫЙ ДЕНЬ
Всем нам было очень тяжело и страшно, поддерживало только сознание, что жизнь наша в руках Божьих. Но вот пришел самый страшный день нашей полуподвальной жизни – 10 марта 2022 года. Накануне, 9 марта, наши братья Николай Семикин и Стас Бурдун, а также трое братьев из церкви «Вифания» поехали на своей машине на Левый берег, чтобы привезти некоторые материалы и посетить братьев. Когда они возвращались, в их машину прицельно попал снаряд. Все братья погибли. Наутро их обгоревшие тела привезли во двор молитвенного дома. Здесь же, в молитвенном доме, находились их матери, жены и дети… Это действительно был страшный день, день скорби и печали.

          Автобус, на котором ездили братья         Автобус после взрыва снаряда        Наши герои веры. До встречи...
Мы совершили краткое траурное служение в подвальном этаже, пока братья во дворе молитвенного дома копали неглубокую могилу. Были прочитаны два текста Священного Писания. Первый: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1:21). Второй: «Не хочу же оставить вас, братья, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды… Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде… Итак, утешайте друг друга этими словами» (1 Фес. 4:13-18). Было сказано, что Господь взял лучших из нас, но на это была Его воля.
Погребение совершалось поспешно, не все могли выйти во двор, так как начался сильный обстрел. Мы попрощались с нашими дорогими братьями, имея надежду на радостную встречу в Царстве Небесном.

ПРИЗРАК СМЕРТИ
Обстановка в городе становилась все более и более опасной. Не было места, где можно было бы укрыться. Город буквально равняли с землей. Всюду стояли обгоревшие многоэтажные дома, разбитые частные строения, сгоревшие машины. Все было засыпано осколками и битым стеклом. Люди сидели в подвалах и выходили на улицу, чтобы приготовить себе какую-то еду. На дорогах, тротуарах и во дворах лежали трупы.
Стали постоянными авианалеты. Самолеты бомбили город день и ночь. Бомбы падали на жилые кварталы, на жилые дома. От них нельзя было укрыться. Никакие подвалы не спасали от прямого попадания авиабомб. Наоборот, укрытия в таком случае становились братской могилой.
Наш молитвенный дом находится недалеко от завода Азовсталь. Поэтому бомбежка здесь была наиболее интенсивной.
Но – удивительная милость Божья! Все вокруг молитвенного дома было разрушено, не осталось ни одного целого строения, а наш Дом стоял, хранимый Божьей рукой! И мы, находясь в Божьем Доме, были живы, несмотря на то, что призрак смерти ходил по всему городу.

ОТЪЕЗД ИЗ МОЛИТВЕННОГО ДОМА
В этих условиях было принято общее решение выезжать из города, пока это еще возможно, пока у нас есть машины. Но как это сделать? Время от времени объявлялись «зеленые коридоры», но потом оказывались, что информация не соответствовала действительности. Говорили о том, что некоторые, сумевшие выехать, подвергались обстрелам по дороге.
13 марта мы совершили Вечерю Господню. Вино у нас было, а хлеб – лепешки, которые приготовили сестры, а братья испекли на огне. Слушали слово о страданиях нашего Господа, негромко и прочувствованно пели, сосредоточенно молились. Участвовали в Вечере, понимая, что для многих из нас она может оказаться последней.
Но все-таки, несмотря на все опасности, мы решили попробовать выехать. Оставаться далее означало оставаться на верную смерть. 15 марта наши братья сделали пробную попытку, но она оказалась неудачной: поток машин был очень большим, а блокпосты были закрыты. Пришлось вернуться назад.
Вечером мы собрались вместе и приняли решение рано утром выезжать всем вместе, общей колонной. Оставили ответственных братьев, занесли драгоценное имущество (пианино и другое) в нижний этаж, помолились и доверились Богу.
Рано утром все были готовы к отъезду. Брали только самое необходимое. Договорились, что будем ехать друг за другом, и если что-то случится с какой-либо машиной, то тут же подбирать братьев и сестер и подсаживать их в другие машины.
Вдруг начался обстрел. Снаряды пролетали над нашими головами. Но мы решили не останавливаться и выезжать, несмотря на обстрел.
Последний взгляд на дорогой молитвенный дом, последние слова прощания и невольные слезы… В 6 часов утра 16 марта 2022 года колонна из 25 автомашин и 110 людей отправилась в путь. Проехали мимо драмтеатра (через 5-6 часов он будет разрушен прямым попаданием), проехали мимо блокпоста, на котором оставалась только разбитая военная техника и выехали из нашего дорогого Мариуполя. Ехали медленно, по центру дороги, чтобы не подорваться на минах. Так начался этот путь, путь скорби и надежды, путь c надеждой на возвращение. Да поможет Господь!

       Выезд из города           Вид из окна машины 
Проехали Мангуш, проехали российские блокпосты. Когда достаточно отъехали от Мариуполя, возобновилась телефонная связь. Мы связались с нашими друзьями из Запорожья, которые сообщили нам, что они молятся за нас и готовятся к встрече. Это было очень радостно сознавать: мы стали беженцами и изгнанниками, но у нас есть братья и сестры, которые готовы принимать нас!
Наконец, мы смогли позвонить своим родственникам, сообщить им, что мы живы и выехали из Мариуполя.
На дороге было много опасностей. Мы видели разбитую технику. Друзья сообщали нам, что накануне дорога была обстреляна. Наши машины были подбиты, многие ехали с разбитыми стеклами. Но по милости Божией в 21 час вечера мы прибыли в Запорожье. Братья и сестры из Запорожской Центральной церкви уже ждали нас. Они приготовили ужин, со слезами обнимали нас. Мы совершили благодарственную молитву вместе с нашими дорогими друзьями и прославили Господа за Его охрану и защиту.

ЦЕРКОВЬ В РАССЕЯНИИ
Наутро мы собрались вместе и приняли решение: теперь, когда мы выехали из Мариуполя, каждый из нас должен принять решение, куда он отправится дальше. Кто-то остался в Запорожье, кто-то поехал в Днепр, кто-то в Винницу, кто-то в Черновцы. Поехали группами, чтобы помогать друг другу.
В настоящее время большинство членов нашей церкви находится в рассеянии. Многие наши братья и сестры в Украине, многие в Польше и Германии. Есть наши члены в Румынии, в Нидерландах, в Ирландии, в Испании, в США и даже на Крите. Меньшая часть остается в Мариуполе, в основном люди пожилого возраста.
Мы поддерживаем связь в нашей молитвенной группе. Создали общую церковную кассу, чтобы помогать в неотложной нужде. По четвергам в 21 час по украинскому времени все вместе молимся о церкви и о нашей Украине.
Братья и сестры, оказавшиеся в изгнании, трудятся в поместных церквах. Братья и сестры, оставшиеся в Мариуполе, проводят собрания и наводят порядок в молитвенном доме. Мы остаемся единой Мариупольской Центральной церковью!

Одно из разрушений крыши Разрушения в большом зале церкви Один из классов воскресной школы

Богослужения в нижнем зале церкви   

     Как важно в эти трудные дни сохранять связь друг с другом! Помнить, что мы братья и сестры во Христе, мы прошли благословенный совместный путь, который навсегда останется в нашей памяти!

     Как важно в дни бедствия, постигшие нас, сохранять упование на Господа и молиться! Молиться об Украине, молиться о церкви, молиться о том, чтобы Господь так изменил обстоятельства, чтобы беженцы могли вернуться, и все вместе мы стали восстанавливать служение нашей церкви. Для нашего Всемогущего Бога нет ничего невозможного.

  «И подойду я к жертвеннику Божьему, к Богу радости и веселья моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой! Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя и Бога моего» (Псал. 42:4-5).

 

Александр Нагирняк,
пастор Мариупольской Центральной церкви.

 

Мы добавили на сайт ещё свидетельства о тех ужасных событиях:

Двадцать один день в осажденном Мариуполе

В осажденном городе

В Божьих руках

Страдания, боль и Божьи чудеса