Центральной Мариупольской церкви Евангельских христиан баптистов уже более 123 лет (1892 - 2015гг). А началась наша история с покаяния одного человека в конце 19 века.
Золоторенко Алексей Иванович  родился  в  Харьковской  губернии  в  городе  Снежкове.   Он  рос  сиротой  и  судьба  привела  его  в  наш  город.  Он  нанялся  батраком к богатой  вдове, а через время  она  вышла  за  него  замуж.  Попав  в  богатую  семью,  Алексей  стал  пьянствовать.  Жизнь  в  угаре  пьянства  продолжалась  до  приезда  двоюродного  брата  Золоторенко Гавриила  Лаврентьевича,  который  привез  с  собой  Евангелие  и  живую  веру  в  Спасителя  Иисуса  Христа. 

    Алексей  уверовал  в  Иисуса  Христа,  как  личного  Спасителя  и  принял  святое  водное  крещение.  Это  произошло    в  1891 - 1892 годах.  Горя  любовью  к  Господу  и  своему  народу,  Алексей  Иванович  начал  проповедовать  другим  о  Спасителе  Иисусе  Христе.  Он  смело  свидетельствовал  о  спасшем  его  Иисусе  Христе  людям  различных  сословий.  Для  беседы люди часто приходили к нему домой.
    Однажды к  нему  зашел  даже  православный  священник.  Алексея  дома  не  оказалось. И  тогда  его  жена  спросила  у  священника: «Отец  Александр,  скажите,  в  какую  это веру  пошел  мой  муж  Алеша?»  Священник  ответил: «Твой  Алеша  стал  на  истинный  путь».  Тогда  она  спросила: «Почему  же  вы,  отец Александр,  не  становитесь  на  этот  путь?»  Он  ответил: «Мы  остаемся  на  пути наших  отцов,  дедов  и  прадедов, а   твой  Алеша  избрал  путь  новый  и  живой». После  этого  и  жена  Алексея  Ивановича  уверовала,  а  за  ней  уверовали  и  все  их  дети.

    Этот момент принято считать началом образования нашей церкви.

ПЕРВЫЕ  ВЕРУЮЩИЕ  И  ПЕРВЫЕ  СОБРАНИЯ

    В  1893  году  образовалась  уже  небольшая  группа  Евангельских  христиан.  В  1900  году состоялось первое крещение, среди крещенных была и  дочь  Алексея  Ивановича  Евдокия,  супруги  Кульшины  и  Бобрицкие.  Крещение  преподавал  брат  Патолах,  он  был  назначен,  как  руководящий.
    Евангельские  церкви  того  времени  испытывали  большие  гонения.  Это  было  время  победоносцевских  репрессий.  Богослужения  проходили  в  домах  верующих, в   оврагах,  посадках,  куренях  и  других  местах.  Первое  бракосочетание  в  1902  году  было  совершено  в  степи  в  посадке.  Сочитывались  брат  Афанасий  Стратегопуло  и  Евдокия  Золоторенко.  Но,  несмотря  на  такие  обстоятельства,  церковь  росла  духовно  и  количественно.  Начиная  с  1905  г.  верующие  стали  собираться свободно.  У  дверей  уже  сидел  полицейский  и  охранял  покой  молящихся.

ПЕРИОД  ДО  1924  года

    Приблизительно  в  1905  году  образовалась  маленькая церквушка  в  Порту,  которую  поддерживали и вели служения братья  нашей  церкви.  А  уже  в  20-х  годах  там была  самостоятельная  церковь,  первым  пресвитером  которой  был  брат  Олейников.
    В  1920  году  в  нашей  церкви  организовался  хор.  Он  насчитывал  30  хористов  и  первым  регентом  был  ЙОРА  АБДЫШ  по национальности  ассириец.
    К  1924  году  наша  церковь  насчитывала  уже  300-350  членов,  была  молодежь  44  человека.

ПЕРИОД  ДО  1944  года

    В  1924  году   наша  церковь  разделилась  на  2  церкви  -  Церковь  Евангельских  христиан  и  Церковь  христиан-баптистов.
Разделение  не  являлось  результатом  какой-то  церковной  болезни.  Образовавшиеся  две  церкви  имели  между  собой  тесную  связь,  посещали  друг  друга  на  богослужениях.  Обе  церкви  насчитывали  по  150  членов,  в  обеих  пели  хоры.  У  баптистов  было  больше  молодёжи.
Собрания  проходили  в  специально  арендованных  помещениях,  которые  находились  в  районе  теперешнего  Универсама  «БРУСНИЧКА»  и  улицы  Кальмиусской,  тогда  этот  район  назывался  Новоселовкой.
    Появились  группы  и  стали  собираться  иногда  в  Найденовке (Левый  берег)  и  Волонтеровке (Ильичевский  район)  и  в  Старом  Крыму.  Но  недолго  было  время  свободного  служения  Господу.  В  конце  20-х  годов  начались  притеснения.  А  в  1937-1938 гг.  церкви  закрыли.  Служителей  арестовали.  В  1937  году  были  арестованы:  Жмуровски,  Федонин,  Петров,  Матяш (отец  Василия Акимовича),  Каниболоцкий,  Батычко (отец Ивана  Лукича),  Утка-Отке,  Кулиш,  Гниденко,  Кухаренко  и  другие.  Многие  из  них  не  вернулись  домой.  
        «К  праху  их  не  найти  следов
        Средь  тайги  и  хребтов  Урала.
        И  на  холмик  рука  друзей  
        Не  положит  букет  фиалок».
                    (Слова  из  одной  песни).

    Но  верующие  продолжали  собираться  и  проводили  собрания  и  вот  новые  аресты  в  1941  году забрали наших братьев и сестер. Некоторые из них были расстреляны. Во  время  немецкой  оккупации  вновь  верующие  стали  собираться  вместе  для  богослужений.  А  в  1944  году  наше  правительство  освободило  тех,  кто  остался  жив,  реабилитировало  и  стало  открывать  опять  церкви.

ПЕРИОД  ДО  1966  года

    1944  год  знаменателен  в  нашем  братстве тем,  что  два  родственных  союза  -  союз  Евангельских  христиан  и  Союз  баптистов  объединились  в  один  союз  Евангельских  христиан-баптистов.  В  этом  же  1944  году  4  мая  наша  церковь  получила  новую  регистрацию.  В  это  же  время  с 1944 по 1947  год  получили  регистрацию  и  стали  проводить  богослужения  6  церквей  Евангельских  христиан-баптистов  в  нашем  городе.

          
Это  время  было  тяжелым  для  верующих.  Набирал  силу  воинствующий  атеизм.  В  начале  60-х  годов  руководящие  союзом  ЕХБ  братья  под  давлением  властей  рассылают  «инструктивное  письмо»  и  «положение  о  союзе».  На  основании  этих  документов  проповедовать  разрешалось  только  членам  исполоргана,  т. е.  4  человека,  детей  водить  на  собрание  запрещалось,  крещение  преподавать  только  достигшим  зрелого  возраста.

ПЕРИОД  ДО  1986  года

  В  эти  трудные  годы  пресвитером  нашей  церкви  избирается Рубашнев  Александр  Федорович  и  20  лет он  нёс  это  служение  с  1966  по  1986  год.  Но  как  бы  ни  было  трудно,  -  церковь  это  не  человеческое  установление,  а  Божие.  Христос  сказал,  что  врата  ада  не  одолеют  её.  И  мы  это  видим.  За  время  служения  брата  Рубашнева  А.Ф.  было  крещено  287  человек.  Церковь  насчитывала  400  и  больше  членов. В  начале  70-х  годов  образовалась  молодежь  нашей  церкви, которой  руководил  Владимир  Филиппович  Шацкий,  а  до  этого  молодежь  из  всех  церквей  была  вместе.

 

      
    Молодым  верующим  приходилось  терпеть  несправедливость,  насмешки  и  унижения  за  свою  веру  в  Бога  на  работе,  в  школе,  в училищах.  Молодые  верующие  не  допускались  в  высшие  учебные  заведения,  их  фотографий  не  было  на  досках  почета,  хотя  они  были  примерными  тружениками,  им  не  давали  премий.  Но  они  всегда  помнили,  что  их  награда  на  небесах.  И  через  это  должна  была  пройти  Церковь  -  невеста  Христа.

 

 

 Несколько  раз  производилась  реконструкция  старого  молитвенного  дома по  улице  Куинджи (сейчас Карасевская), 23.  Всегда  это  было  делать  нелегко.

 

 

 

 

 

ПЕРИОД  ДО  2012 года.

С  1986 года по 1994 год  пресвитерское служение нёс  Волосюк С.И.

С 1988 по 1992 год  наша  церковь  строила  молитвенный  дом,  в котором  мы  сегодня  находимся.

                                                 


    До 2012 года несли  служение  три  пресвитера: Артюх В.В., Колпаков П.П., Шибков А.И.  и  8  диаконов: Телеманюк В.В., Ладный А.А., Плющаков Э.В., Вердьян Р.А., Котов А.В., Колпаков С.П., Колесник С.Н., Долгих В.В.
   
    За  период  с  1992  года по 2012  приняло  крещение  677 человек.

 

ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД  ДО  2015 года.
    

     Сегодня  в  нашей  церкви  несут  служение  три  пресвитера: Вечерковский Р.Б., Артюх В.В., Колпаков П.П. Диакона: Телеманюк В.В., Ладный А.А., Плющаков Э.В., Вердьян Р.А., Котов А.В., Колесник С.Н., Симикин Н. Наши братья несут служение в зарегистрированных  церквах: пгт  Старый Крым – Вердьян Р.А.,   пгт  Мангуш – Волосюк И.И., с. Розовка   Запорожской обл. – Колесник С.Н. 
    Также посещаем  Дом Ветеранов  труда. Пресвитер Колпаков Павел Петрович более 20-ти лет несет служение в Доме Ветеранов в Орджоникидзевском районе нашего города, поддерживая и неся утешение одиноким и отвергнутым родными престарелым людям, указывая им путь к Господу и Спасителю Иисусу Христу через покаяние и примирение с Богом (2 Кор.5:20).
    Аналогичное служение в Доме Ветеранов труда в Приморском районе города несут братья во главе с братом Кулешовым Станиславом Ивановичем на протяжении последних 7-ти лет.
    Не упускаем возможности проповедовать Слово Божие везде. Например, воинская часть, срочная служба Внутренних войск.
    Регулярная духовная работа ведётся в обществе слепых.  Ответственным за это служение является брат Писаренко А.В.
    Не остаются без внимания и дети, лишённые родительской заботы. Уже несколько лет приют «Добрый самарянин» получает постоянную материальную помощь от нашей церкви. Дети из приюта не только присутствуют на богослужениях, но и активно участвуют в них.
    В  нашей  церкви  работают: воскресная школа,  в  которой  обучается  около 100  детей;  библиотека.

    В связи с военным конфликтом на Востоке Украины, некоторые члены церкви выехали в безопасные регионы страны. В  настоящее  время  в  церкви  насчитывается  около  400  членов.   

    На этом история нашей церкви не заканчивается, ее пишет новое поколение христиан, мы только продолжатели дела наших братьев и сестер, которые большим трудом и усилием веры в Иисуса Христа несли свет этому миру.  Сегодня  уместны  слова из  Библии Ин. 4 : 38 «другие  трудились,  а  вы  вошли  в  труд  их».